НАВЫКИ У РЕБЕНКА 4 ЛЕТ

28.07.2013 15:15

К четырем годам навыки и умения вашего малыша еще более совершенны: он владеет словарем примерно в 1500 слов, начинает употреблять сложные предложения, говорит предложениями из 4-5 слов,задает много вопросов, использует слова «кто?» и «почему?», использует выражения типа: "я думаю, что..." и «я надеюсь, что...», выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет находится вне поля зрения, правильно употребляет глаголы в прошедшем времени, правильно произносит звуки.

На пятом году жизни ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительноувеличивается. В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенкаявляется использование ее для общения со сверстниками. А общение, в своюочередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки,рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Теперьон может назвать качества предметов и их признаки. Его восприятие становитсяосмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Благодаря этому происходитпереход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Ребенок можетрешать довольно сложные задачи, если при этом вы предоставите ему возможностьнаблюдать доступные для его понимания факты. Он уже может обобщать, устанавливатьсвязи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высокомуровне по сравнению с предыдущими годами. Однако логика его мышления довольносвоеобразна. Вот как рассуждают дети: «Ветер дует, потому что деревья качаются.Я так и знал, что ты меня родила. Если бы папа, я был бы с усами», Междучетвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, нипосле этого периода ребенок не запоминает в такой легкостью самый разнообразныйматериал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит восновном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенказапоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы,времена года и т.д. К пяти годам постепенно начинает формироваться сознательноезапоминание и вспоминание. По просьбе взрослого ребенок может выучитьстихотворение, песенку, текст какой-либо роли к детскому празднику и т. д. Приэтом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то естьразвивал смысловую память.

Благодаря развитию речи, мышления,памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок этого возраставоспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущныхжизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральныепроблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенкуотделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства.Ребенок хочет походить на положительного героя, и, таким образом, сказкапрививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развиваети нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями,идеалами и нормами жизни. Это помогает ребенку переходить к формированиюпроизвольного поведения, и примерно с пяти лет появляется стремление управлятьсобой, своими эмоциями и своими поступками. Однако это не всегда получается.Помогите ребенку, поощряя его хорошие поступки. Существует золотое правило: «Поощряемоеповедение имеет тенденцию к повторению».

В качестве поощрения могутвыступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное, чтобы поощрение былозаслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но не ущемляя его достоинства,например, так: посадите ребенка но стул, в кресло, на скамейку и скажите ему,чти он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время,занимаясь своими делами, мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенкубесполезно.

К этому способу наказания следуетприбегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать. Все,кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своихтребованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию самыхнеприятных черт его характера.

Обязательно приучайте ребенка ктруду, старайтесь делать с ним самые разнообразные домашние дела. Выполняйте ихс интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности. Обращайтесьс просьбой к нему: «Мне нужна твоя помощь, подержи совок, пока я подметаю». Илитак: «Сегодня мы с тобой будем пропалывать грядку с клубникой». Хвалите ребенказа терпение, за хорошо сделанное дело.

Говорить ребенку о том, как вы еголюбите, какой он замечательный — слишком мало для формирования у него высокойсамооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальнымиделами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-тоспособностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесьсделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, откоторого ничего не зависит. Вы должны постоянно придумывать ситуации, которые давали бы возможность проявить вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Помните, однако, что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы.

Koнтакт

Детство Днепропетровск 0638165808,
0954816958 Татьяна Пинчук
irina_tatyana@mail.ru