Для развития понимания речи взрослого и расширения ориентировки в окружающем:
- учить находить по слову взрослого среди нескольких игрушек одну: куклу, мишку, петушка и т. д. (с 9 мес.);
- учить выполнять простые поручения: приносить знакомые предметы, отдавать их взрослым и детям, называемым по имени (с 10 мес.);
- учить по просьбе взрослого показывать, а позднее и называть игрушки, различные по внешним свойствам, но имеющие одно и то же словесное обозначение, например, «кукла» (резиновая, целлулоидная, мягконабивная и т. п.) (с 10 мес.);
- побуждать выполнять одно и то же действие с разными игрушками: катать машину и коляску, кормить собаку и кошку и т. д.
Для ознакомления с предметами и закрепления знаний о предметах и людях (с 11- 12 мес.):
- проводить занятия с «чудесным мешочком»; учить понимать названия действий с предметами: открой — закрой, сними — надень и выполнять их по словесному указанию;
- учить узнавать и называть изображения отдельных знакомых предметов на картинках;
- продолжать знакомить детей с именами окружающих взрослых и детей, используя игру в прятки.
Для развития активной речи:
- вызывать у детей подражание не только знакомым звукам и словам, но и новым;
- учить произносить слова, обозначающие названия знакомых предметов и действий;
- добиваться, чтобы ребенок при общении пользовался не только мимикой и жестами, но и словами или осмысленными звукоподражаниями («ам-ам», «бай-бай» и др.).
Для развития действий с предметами, направленных на получение определенного результата (используя показ и слово, а затем только слово):
- учить открывать различные предметы (с 10 мес.); снимать со стержня и надевать на него кольца с большими отверстиями (с 10 мес.);
- ставить кубик на кубик (с 11 мес.);
- побуждать к выполнению простых игровых действий («покачай лялю», «покорми собачку») (с 10— 11 мес.).
Для овладения самостоятельной ходьбой: учить ходить вперед при поддержке за обе руки, затем за одну руку; побуждать делать самостоятельно первые шаги, привлекая внимание к игрушке и поддерживая стремление приблизиться к ней (с 10— 11 мес.);
- учить детей ходить без поддержки (с 10—11 мес.).
Для повышения эмоционального состояния детей проводить показы-развлечения, игры: «Прятки», «Поехали-поехали», «Сорока-белобока» и др.
Групповые игры-занятия с детьми от 9—10 мес. до 1 г.
Для развития понимания речи и ориентировки в окружающем: показ плавающих, сюжетных игрушек (собака, кошка и др.); показ игрушек, расположенных в разных местах (с 11 —12 мес.); показ животных (котенка, щенка) (с 11 —12 мес.).
Для развития понимания речи, подражания звукам и действиям: показ сюжетных игрушек в действии.
Для развития движений: игра в мяч; разбрасывание шариков.
Игры-развлечения: «Догоню-догоню»; игра в прятки; подбрасывание воздушных шариков, мяча; показ заводных игрушек.
Музыкальные занятия. Учить внимательно слушать пение взрослого, исполнение народных мелодий на различных музыкальных инструментах: триоле, губной гармошке, металлофоне.
Побуждать детей по-разному, эмоционально реагировать на мелодии спокойного и плясового характера, слушать песни, сопровождаемые показом игрушки (петушок, собачка).
Учить детей эмоционально отзываться на игровые действия («Идет коза рогатая», «Сорока-сорока» и др.), отвечать на музыку плясового характера, самостоятельно хлопая в ладоши, помахивать руками, приплясывая, ударяя по бубну («Полянка», «Утушка луговая»), переступать ногами, держась за руки взрослого, слушая мелодию марша («Топ-топ» М. Красева).
|